Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

2+2=5 или Эффект синергии

В обыденном понимании команда (коллектив) — это группа дружно работающих сотрудников, называющих себя «мы». Команда существует только при условии: 1) выполнения деятельности; 2) поддержки входящих в нее людей. Формирование и поддержание сознательно отстраиваемой команды происходит всегда сверху вниз.

Люди делятся на тех, для кого общение является важнейшей потребностью и на тех, для кого общение лишь является средством достижения цели. Первые любят поговорить по душам. Если вечером или в Новый год около них не носится в хороводе 10 человек, то они страдают от одиночества. Вторые предпочитают сидеть дома, отдыхать на диване, хотя на работе они прекрасно управляют подчиненными или держат улыбку перед широким кругом людей.

И тех и других объединяет то, что они работают в различных организациях –  группах. Человек в обыденности своей даже не представляет себе, насколько важна для него эта группа. Как не представляет себе важности птица, которая только в совокупности с другими «знает», куда лететь зимовать. Как не представляет себе муравей, что ему делать с травинкой, если рядом нет муравейника с «коллегами». Общественное сознание -  это совокупность сознаний и нечто совершенно новое: 2 + 2 = 5.

Человек – существо социальное. Вожди всегда использовали  форму управления людьми, собирая их в толпу или команду. Собственно, и сам вожак или лидер появляется только в присутствии последователей и группы.

Философы давно приметили  странный феномен возникновения религии или идеологии: пока идея не подхвачена сторонниками (или адептами), то идеи  как бы и не существует, какой бы замечательной она не была. И, наоборот, абсолютно бредовая идея, за которой идет сначала 2 человека, потом 20 (2000), обретает вес и значимость, превращаясь из иллюзии в реальность. Идея одного человека превращается в «религию» для многих.

На понятие «команда» у руководителей существует ДВА  противоположных взгляда. Я всегда соглашаюсь с мнением тех и других, потому что это «две стороны одной медали».

Первое мнение – команды в организации не может быть. Причины этому называются разные.  Часто этому не способствуют конкурентные отношения (например, между торговыми агентами). «Люди должны работать, а не терять время на общение». Кроме этого, никаких команд «не должно быть», поскольку соединенные дружескими связями люди могут объединиться против руководства, например, в профсоюзы!

Такой взгляд высказывают руководители, которые не имеют представления о мотивации подчиненных, думая,  что люди в организациях работают из-за денег.  Если работа структурирована, то персоналу больше желать нечего. Раза два в год руководители организуют «праздники», вкладывая в это огромные средства и, естественно, подтверждают свою теорию о вредности командных отношений: «Ничего, кроме головной боли».

Подобное руководство мне напоминает  бухгалтера, который не умеет пользоваться программой 1С. Управление командой сложнее, потому что каждый ее член непредсказуем. Руководитель, попробовав  поработать в группе «с кувалдой в руках» и, ничего не получив, бросает это «мутное дело», громко оправдывает свое бессилие «бесполезностью» командных отношений. Противники команды отчасти правы. Очень уж часто команда в неопытных руках создает проблемы, вроде заговоров, покрывания друг друга и мошенничества. Для группы характерен еще и эффект «лености», что означает «чем больше людей в группе, тем менее эффективен каждый». Наверняка, вы слышали: «Раньше у нас с этой работой справлялся один человек, а теперь пять не успевают».

В постсоветском обществе «коллектив» воспринимается негативно еще и потому, что хорошо помнится единогласное голосование, одинаковость в одежде и лицах, речах и поведении. В сплоченной группе (где 80% людей принимают власть лидера) стихийно возникает запрет на критику. Если же лидер, повернувшись «к демократии», поощрит неодобрительное высказывание о власти, подчинение нормам у членов группы снизится  до 10 %, так и до революции недалеко. Единогласие во всем или «огрупление мышления» выражается в чувстве неуязвимости, вере в свою правду и неправильность чужих взглядов.

И все же в сплоченной группе люди легче переносят страхи, вроде неопределенности  будущего и кризисных ужасов. «На миру и смерть красна!».

Те, кто привык опираться на мнение коллектива, реже испытывает депрессии. Люди в сплоченной команде выносливее, способны к риску, подвигу и к изменениям. Группа сама себя воспитывает, придумывает правила и нормы. «Общественное мнение» опытными лидерами используется как лучший способ  поддержания дисциплины.

Собаки бегут быстрее в присутствии особей своего вида, цыплята в компании друг друга съедают больше корма. Да что там цыплята, на дне рождения подруги могут съесть гораздо больше, чем съедают за неделю.

В присутствии группы у большинства людей возрастает продуктивность на 40 %. Среди коллег на 30% меньше восприимчивость к шуму, повышается способность выносить боль, больше  работоспособность, механическая память и эмоциональный фон, творческое воображение. Командный дух повышает эффективность и творчество каждого в отдельности, поскольку «человек тревожный» чувствует в группе безопасность и уверенность в себе, разрешая себе «свободу развития». В свою очередь, это увеличивает ценность группы для входящих туда «звезд».

Какие  признаки команды в вашей организации?

1. Чувство сплоченности можно определить по частоте употребляемых местоимений «Мы», «У нас», «Наше». В речи сотрудников они свидетельствуют о наличии  сложившейся группы. Скорость вхождения новичков в коллектив также показывает наличие команды. В сплоченной группе эти местоимения в их речи появляются быстрее (1-3 месяца).

2. Командную ответственность можно выявить по присутствию членов на необязательном мероприятии. Так, если договорились ехать на шашлыки, то для команды посещаемость не меньше  80%.

3. Еще одним признаком зрелой группы является наличие ритуалов, традиций. Это может быть особое приветствие, шутки, мифы, анекдоты, секрет которых известен в данной группе.

Как сделать команду?

Создание команды – искусство. Но все же в этом процессе  можно увидеть закономерности, которые давно взяли на вооружение лидеры, вожди, основатели религий и партий.

Итак, создание команды – это  два разнонаправленных процесса:

-  с одной стороны, это увеличение связей между людьми, каждый из них периодически взаимодействует со всеми.

-  с другой стороны, это предоставление сотрудникам права для проявления своей уникальности. Каждый играет в группе свою роль,  а вся команда похожа на оркестр.

На этих двух положениях строятся все мероприятия для группы, призванные сплотить ее. Те, кто с нежностью вспоминает свой класс или с большим желанием встречается с однокурсниками на встречах выпускников, имеют опыт командообразования. Когда такие люди есть в группе, они своими ожиданиями  способствуют сплоченности в группе.

Известно, что все мероприятия дают эффект развития связей в группе. Нас интересует, ЧТО ИМЕННО в них дает результат. Целью вождя и лидера, чтобы не терять время и деньги организации, является ориентация на эффективные действия.

Основные действия лидера:

· Организует появление общих для всех эмоций (радость, печаль, страх, гнев). Именно чувства позволяют воздействовать одним людям на других. Харизматичные  лидеры обладают способностью эмоционального заражения, наполняют окружающих энергией, гневом против общего врага, радостью победы, вдохновляют на работу. Если руководитель не позаботится об эмоциях, то они могут придумываться членами команды. Так «на пустом месте» появляются конфликты, гнев друг на друга, обиды.

· Способствует созданию признаков общего для всех вида и поведения (атрибутика, правила, одинаковая одежда, ритуалы). Так было в пионерской и комсомольской организации, в армии, спорте, в неформальных и политических обществах.

· Создает условия для сближения (психологического и физического) между всеми членами группы. Организует совместное решение задач, согласование решений. Общее задание, совместная командировка, работа в звеньях – это  условия для сближения.

· Поддерживает самореализацию членов группы,  поощряя людей на обучение, творчество.  Люди с высоким уровнем мотивации, «звезды» ценят место работы за условия для реализации потенциала.

Представим себе день рождения «нашего бухгалтера»

1. Для создания «близости» и «выражения уникальности» продумаем посадку за столом. Вы замечали, как разъединяет людей стол буквой «П» или, еще того хуже, посадка по 6 человек за разными столами? Идеальный стол – круглый.

2. Создаем близость общностью: общая форма – все в костюмах, например, «цифр»,  общее пение – поздравление, одновременное дружное столкновение бокалов. Неплохо добавить к этому преодоление небольшой  общей сложности, вроде тесноты, холода или соблюдения секретности «Под крылом самолета, шшш…».

3. Предоставляем слово каждому по очереди. Уникальность выражается больше у говорящего, чем  именинника, который является поводом для проявления талантов сотрудников и тем, кто оплачивает данное мероприятие.

Главное – достижение общих чувств в группе – почти животного удовольствия от силы команды, эффект «синергии».

Часто лидер понимает, что путь к команде лежит через взаимодействие и встречи сотрудников. Опыт показывает, что на работе лучше сохранять деловые отношения, не погружаясь в семейные подробности коллег. Оптимально формирование команды происходит на совещаниях и обучающих корпоративных тренингах. 

Выполнение следующего задания позволит вам проанализировать мотивы, характерные для сотрудников вашей команды.  

Определите мотивы команды

1. На совещании попросите сотрудников написать на отдельных листах несколько вариантов того, что им нравится в их работе в данной организации (в группах с демократическим управлением просят написать и то, что не нравится).

2. Сосчитайте число повторов и проанализируйте, какие мотивы характерны для сотрудников вашей команды.

Примеры:

Хороший  коллектив (если большинство сотрудников упоминают данный фактор). Это означает, что команда для людей имеет значение. Если руководитель создаст препятствия для внутригруппового общения или в случае рабочего конфликта, они  уйдут с работы.

Широкий круг общения с людьми. Интересная разнообразная работа. Эти люди, работая в компании, удовлетворяют потребность в социальных контактах, в разнообразной работе.

Престиж компании в городе. Широкий ассортимент. Результаты. Эти сотрудники  нацелены  на достижение конкретных результатов.

Свобода принятия решений, развитие, творчество, возможность обучения, помощь людям.  Эти сотрудники (звезды) показывают мотивацию высокого уровня.

 

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала