Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

Сила гипноза

Гипнотической силой обладают не только гипнотизеры и цыганки. Этой способностью к воздействию обладают многие из нас, а также искусство, коллектив, СМИ, реклама. Силе их воздействия трудно сопротивляться.

Каждый руководитель подсознательно ищет «волшебные слова» для своего коллектива, включающие у сотрудников «кнопку» желания хорошо работать. Он также мечтает о такой рекламе, увидев которую, потребитель будет «очарован» предлагаемыми услугами и продуктами.

К счастью, этого не происходит в силу способности человека сопротивляться «гипнозу», не доверяя информации. Недоверие и сопротивление проявляются в непонимании текстов «гипнотизера», игнорировании и забывании информации, прямой критике, избегании контактов.

Воздействующие, в свою очередь, изобретательны в своих попытках, они придумывают оригинальные технологии PR, новые действенные акции, заманчивые продукты, а также «двигают науку» в направлении исследования сопротивляющегося потребителя. Интерес к психологии со стороны властей и бизнеса объясняется желанием познать законы влияния на непослушных людей.

В процессе «гипноза» психологи различают виды в зависимости от средства. В эмоциональном плане действует заражение, действием и поведением владеет подражание, словом и голосом — процесс внушения. Часто они являются частями одного сложного синергического эффекта, называемого «гипноз наяву». У «гипнотизеров», оказывающих столь странное действие на других, имеются некоторые особенности. Они могут быть уверены в себе, целеустремленны, обладать хорошим голосом. В то же время, воздействующий может не обладать никакими данными, кроме проницательности — умения наблюдать (и понимать) человеческие желания, состояния, комплексы, подмечать результаты своего воздействия. Оружием «гипноза наяву» являются несколько механизмов, которые находятся не в гипнотизере, а во всех, без исключения, людях: эмоции людей, доверие их мнению большинства, «женская тоска по сильному плечу», вера экспертам.

Все люди внушаемы, т. е. подвержены «гипнозу». Более внушаемы дети и женщины, менее — люди, уверенные в себе. Мне приходилось встречать людей, долгое время отрицающих воздействие на себя. При определенных обстоятельствах они оказывались внушаемыми до «фанатизма». Похоже, что потенциал воздействия у них накапливается и в один удобный момент сметает все сопротивление: человек слепо доверяется гадалке, экстрасенсу или «МММ». Как говорится, «на каждого мудреца довольно простоты».

Заражение

«Я смеюсь, и потому мне и вам весело»

Эмоциональное заражение — индукция на других своего настроения и состояния — явление посильнее вирусов свиного гриппа. Заражение зависит от числа людей, его продуцирующих, от силы их эмоций. Оно имеет свойство возвращаться к источнику в многократном усилении. Так происходит во время спортивных и праздничных мероприятий, во время выступлений звезд эстрады и политиков. Особенно хорошо индуцируется сексуальная и агрессивная энергия. Когда Александр, с улыбкой и искренней радостью встретил меня у входа в офис, я уже была согласна со всеми его предложениями по поводу работы во время отпуска. Как можно ему отказать! Энергия Дон-Жуанов помогает в переговорах с клиентами и партнерами добиваться целей без особого труда. Эротика в воздействии на противоположный пол в виде флирта, привлекательность и «харизма» — это индукция эмоционального состояния.

Эмоциональное состояние может транслироваться и в негативном виде. Елена, начальник отдела, приходя утром в офис, бросала сумку, падала в кресло и по привычке стонала: «Сколько можно, скорей бы в отпуск, все надоело!». Представьте себе, что чувствовали в этот момент ее коллеги. Они явно не воодушевлялись на работу словами начальника. Эмоциональная перепалка на рабочем месте похожа на взрыв бомбы с теми же последствиями: 3 минуты всплеска эмоций утром и — целый день происходит разбор обрывков мыслей в головах. Чтобы не поддаваться на негативное заражение надо иметь иммунитет и уметь нейтрализовать эмоции мышлением.

Внушение

«Я обращаюсь к вашему подсознательному, поэтому не слушайте того, что я говорю».

Внушение происходит с помощью слов и голоса, может быть прямым и косвенным. Под прямым понимаются приказы, указания, советы. На прямое воздействие люди привычно отвечают сопротивлением: если нет возможности прямо уклониться, то это выразится в непродуктивности работы. Косвенное внушение людьми не осознается, поэтому более эффективно. Для косвенного воздействия используется отвлечение внимания на посторонние вопросы, увлекающее сознание внушаемых людей в сторону от «дела». Девиз гипнотизеров при этом «не давай времени на раздумья». Они говорят много лишней информации, вплетая в нее ту, которая оказывает воздействие. Слушатели, не успевая подумать над тем, что услышали, переключаются на новую задачу, принимая сказанное «на веру». Так, сдавая не совсем удачно сделанный отчет, гипнотизер в это время может восхищаться цветами в вашем кабинете или «вдруг» увидит «как прекрасны ваши глаза». Он может поведать вам новые сплетни или рассказать о своем конфузе. Эффект — незамеченные или прощенные «милому сотруднику» ошибки.

Для усиления воздействия есть приемы усиления доверия слушателей к информации. Вот некоторые из них:

— Повторение. Для того чтобы гипноз подействовал, текст повторяется несколько раз. Поначалу любое, даже самое гениальное нововведение в организации вызывает сопротивление, позже люди привыкают к нему, если оно повторяется изо дня в день. Отсюда появилась рекомендация руководителю при изменениях в фирме: сначала достигни изменения в головах путем неоднократного и заблаговременного обсуждения реформ.

— Авторитет говорящего. Его можно увеличить с помощью чьей-то рекомендации, с помощью звания «академика», присоединения к известным людям или группам. Представьте себе, в вашу организацию с речью приехал из Москвы Министр. Вы, конечно, придете и будете его слушать. Спустя час вы узнаете, что Министр не из Москвы, и вообще это предприниматель, у которого есть киоск, и который хочет стать министром. Хотя у него есть, что поведать «массам», у вас пропадает желание его слушать.

— В тексте встречаются «сочные» слова, рождающие образы в представлении у слушателей, паузы и вопросы, упорядочивающие мысли. Человек перестает мыслить сам, послушно следуя за текстом. Акцентирование (ударение на слове с последующей паузой) придает словам важность и исключительность, волнует и задевает душу. Умение говорить обычные слова так, что окружающим «открывается» тайна, а по телу бегают мурашки — это явление воздействия внушения. Хотите испытать — посмотрите фильм «Секрет», в нем использовано множество техник внушения.

— Видимость логичности. Обычно «гипнотизер» скрывает внушение, опираясь на «аргументы», а иногда и на цифры. Если сотрудник просто просит его отпустить с работы пораньше, руководитель, скорее всего, его не отпустит. А вот если к руководителю подходит «гипнотизер», то его речь сопровождается словами «потому что», «так как». Это принимается окружающими как свидетельство логичности. Результат, как показывают эксперименты, превосходит все ожидания, все фразы со словом «потому что» пропускаются сознанием как факты.

Подражание

«Я начинаю, вы продолжаете».

Сотрудники, работая в одном отделе или организации, становятся похожи друг на друга: одеваются одинаково, разговаривают на одном языке, иногда даже одну и ту же мысль вместе вслух произносят. Это наглядный пример подражания — одного из механизмов воздействия. Большую роль при этом играют лидеры. Корпоративная культура в организации — это, прежде всего, следование их образцам поведения. Опоздания и небрежность, так же как и пунктуальность, порядок — свидетельство того, что персонал придерживается норм поведения, навязанного лидерами. Определить особенности вашей корпоративной культуры «свежий взгляд» можно у новичков, которые адаптируются к организации, подражая окружающим.

Традиции в коллективе — это также элемент воздействия. Ритуал «Совещание» фактически нацелен на поддержание лидерства среди подчиненных, на работу с сопротивлением персонала. с сопроивлениеменных. высли вслух вместе произносяте., работы с сопроивлениНа совещании идет утверждение вожака «стаи», члены группы придерживается правил и норм поведения в иерархической структуре.

Простые элементы подражания происходят в виде «Цепной реакции». Если кто-то пьет чай в офисе или говорит по телефону, наиболее внушаемые стремятся к ним присоединиться. В процессе совещания или конференции один выходящий «тянет» за собой несколько человек. Наблюдая за тем, кто выходит первым (и сколько человек за ним) можно предположить силу влияния «первого». На совещании, наблюдая за тем, как сидят коллеги (как расположены руки, ноги, поворот головы) можно увидеть, кто кого поддерживает. Воровство, мошенничество, коррупция, а также мода имеют в основе подражательный эффект.

Тест «Способности к «гипнозу наяву»

«Да» — 1 балл

1. Вы по сути своей хороший актер, играющий множество разных ролей.

2. Вам кажется, что вы можете быть политиком и зажигательно выступать перед аудиторией.

3. Вас не раздражают люди, ведущие себя, по меньшей мере, экстравагантно.

4. Вы запросто можете поговорить с другим человеком о сексе.

5. Вы замечаете даже малейшие признаки неуважительного отношения к себе.

6. У вас портится настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, в которой вы считаете себя «профи».

7. Вы можете блеснуть перед окружающими, делая что-то невероятно трудное.

8. Для того чтобы добиться желаемых целей, вы можете пожертвовать всеми удовольствиями в жизни.

9. Вы не стремитесь к верности в дружбе и любви, круг ваших знакомых зависит от интересов.

10. Вы не стремитесь к расписанию. Вы — непредсказуемы в своих делах.

11. Вы любите новую мебель, новую обстановку, новые способы решения задач.

12. Вам нравится поддразнивать заносчивых людей, провоцировать их к реакции.

13. Вы не соблюдаете иерархию в отношениях. Например, можете «в глаза» покритиковать начальника или, наоборот, похвалить его методы работы.

Результаты:

3 — 9 вы — человек, который обладает способностью влиять на других, даром убеждения. Своих врагов вы недооцениваете.

9 — 5 вы — человек, способный помочь другим. Вам доверяют, у вас есть большой потенциал и таланты, может быть, пора подумать над своими целями в жизни?

5 — 0 вы — человек, который «попадает» под влияние. Вас, возможно, ценят, но для себя ли вы живете?

Шутка-прикол «Эффект ассоциаций»

Отвечайте быстро на вопросы:

Какого цвета снег?

Какого цвета бумага?

Что пьет корова?

Результат.

Эффект заключается в том, что на последний вопрос многие отвечают «молоко», что не соответствует действительности: коровы пьют воду! После предыдущих двух ответов молоко белого цвета быстрее приходит в голову.

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала