Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

Философия индивидуальности. Профессия Фриланс-маркетолог

Согласно статистике на российском рынке труда только двух из десяти устраивает работа «на дядю», остальные хотели бы трудиться только на себя. В Америке 7,4% рабочей силы составляют фрилансеры.

Фрилансер (англ. freelancer — свободный копьеносец, наёмник; вольный художник) — человек, нанимаемый для выполнения определённых работ (внештатный работник). Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина». Современный фриланс — на первый взгляд выглядит заманчиво, но работать в этом стиле способны далеко не все. Основная часть фрилансеров занимается маркетинговыми проектами в разных компаниях на аутсорсинге.

Так уж получилось, что понятие «маркетинг» так и не нашло понимания в нашем обществе. На вопрос «Чем занимается ваш маркетолог?» руководители вспоминают о промо-акциях или рекламе. Из-за непонимания роли при первой возможности должность маркетолога сокращают. Для выполнения конкретных работ ищут специалистов среди фрилансеров (аналитиков-консультантов, тренеров, дизайнеров, программистов, рекламистов, пиарщиков, журналистов).

От обычной «подработки» или «халтуры» фриланс отличается тем, что человек (по натуре одиночка) САМ находит себе рабочее место, САМ ищет заказы и клиентов, САМ планирует свою работу, а плату получает за конкретный результат. Ему приходится управлять своим бизнесом, но, прежде всего, — самим собой, своей карьерой. Заработки фрилансера нерегулярны, поскольку пока есть проект — есть деньги, нет работы — нет денег. Не все близкие фрилансеру люди разделяют его рабочий оптимизм и временные финансовые затруднения.

Вера(30 лет), жена моего знакомого фрилансера, в течение нескольких последних лет считает, что с мужем ей не повезло — он не хочет работать, днем спит, а ночью «что-то делает на компьютере». Заработки его она считает случайными. Так думают о фрилансе многие наши сограждане, которые еще со времен СССР получили установку на то, что человек трудиться может только «на работе». Эта установка прошлого не позволяет Вере надеяться на своего мужа, кстати, очень неординарного и талантливого человека.

Для людей, которые хотят избежать внутреннего противоречия с установкой «работа на работе», существует компромисс — совмещение фриланса с постоянной часовой работой, что позволяет использовать преимущества обоих видов занятости. Так, мне и некоторым моим коллегам нравится процесс преподавания, общения со студентами, а в свободное время они и я — фрилансеры. Фриланс привлекателен для творческих людей тем, что таким путем можно получить новый ценный практический опыт. Это немаловажно для совершенствования себя как профессионала.

Профессия фриланс-маркетолога — это свободный полет романтика (иногда без парашюта). Если человек решается на это, то отныне он волен принимать все решения самостоятельно. Ему придется ежедневно испытывать себя на прочность, бороться с живой конкуренцией, попутно решая проблему заработка. Фрилансер предпочитает работать один, поэтому в его жизни меньше интриг, ему не с кем выяснять отношения, разве что с близкими. Жизнь его насыщена новыми встречами, интересными людьми, яркими событиями.

Подводные камни свободного плавания

Человек переходит на «фриланс» в первую очередь для получения «больших» денег. Советская модель работы — имитация бурной деятельности — здесь не проходит. Ответственность за результаты и привлечение клиентов полностью лежит на самом фрилансере. Как говорит древняя мудрость фрилансера «сколько потопаешь — столько и полопаешь».

Кроме этого, у него, конечно, нет никакого соцпакета, и все приходится делать за свой счет: от визиток до бухгалтерских отчетов. Доходы нестабильны, так как всегда возможны трудности с поиском клиентов. Некоторые консервативные компании не очень доверяют фрилансерам, предпочитая для выполнения своих проектов организации. Это уменьшает число клиентов. Хуже всего то, что фрилансеру приходится, не расслабляясь, ежедневно доказывать клиентам свой профессионализм, формировать мнение о себе в СМИ. Фрилансер почти беззащитен: велика опасность клиентских неплатежей за работу, могут возникать трудности с налоговой инспекцией.

Еще одна проблема появляется, когда фрилансер начинает осознавать, сколько бы он мог получить за час, и при выборе «отдых или работа?», он выбирает последнюю. Тогда заказы удачливого фрилансера превращаются из ручейка в плотный поток, и свободное время начинает таять на глазах. Одним из сигналов «трудоголизма» будет постоянный цайтнот и ненормированный рабочий день. Это приводит к хронической усталости, различным заболеваниям, отражаясь на внешнем виде фрилансера и на качестве выполненных заказов. Результатом избытка творческой работы будет нежелание работать и потеря смысла, что для людей художественного склада явление вообще нередкое.

Фрилансер — это одинокий волк, рассчитывающий только на себя. В определенный момент жизни он начинает остро нуждаться в регулярном и непосредственном общении с себе подобными, с коллегами. Ему, как любому профессионалу, необходимо быть в курсе новшеств, развиваться, делиться своими победами.

Личные качества фриланс-маркетолога

От фрилансера требуется слишком много — надо иметь силу воли, чтобы работать без контролеров, быть уверенным профессионалом в своей области. Кроме навыков основного дела, человек, идущий на фриланс, должен уметь с легкостью завязывать деловые контакты, вести переговоры, ориентироваться в бизнесе клиентов, в экономике, в юриспруденции, в бухгалтерии и т. д. Любой маркетолог сам по себе оказывается целым флаконом различных специализаций — аналитика лишь одна из них. Гибкое мышление, знание психологии, социологии и т. д. являются критическими факторами для успешной деятельности.

Маркетолог должен быть готов к тому, что провалы компании зачастую будут вменены ему в вину. Поэтому немаловажным качеством маркетолога-фрилансера будет высокая самооценка (как ее определить, мы писали в одном из предыдущих номеров). Он одновременно представляет из себя в одном лице: рекламного агента, менеджера, начальника и исполнителя, финансиста и секретаря. Не все способны выполнять такое количество разноплановых задач одновременно. Считается, что хороший маркетолог (не только фрилансер) должен быть широко образован. Его можно встретить на учебе в самых неожиданных местах, данный факт свидетельствует о самореализации, профессиональном росте. Как сказала про фрилансера Алиса из Страны Чудес «Чтобы стоять на одном месте — надо бежать, а чтобы двигаться вперед - надо бежать вдвое быстрее».

Один колючий нюанс: все премудрости в мире не смогут помочь фриланс-маркетологу, если он не будет обладать креативностью — умения придумывать, воображать, представлять. Творческая натура не терпит кабинетных ограничений организации, особенно авторитарного типа. Там царит «групповой дух», желающий стабильности и отвергающий все изменения. Оригинальные идеи чаще появляются в условиях свободы, в деятельности фрилансера.

Для фрилансера мотив удовлетворения себя в творчестве выше материального мотива. Работа на фрилансе «угрожает» высокой прибылью лишь единицам. Хотя среди фрилансеров встречаются и те, кто получает за консультацию более 100 тысяч рублей в час. Чаще всего, чтобы иметь коттедж на берегу реки и обеспеченную старость фрилансеру нужно сделать следующий шаг в жизни — это организация собственного дела и руководство людьми.

С чего начать, если вы все-таки собрались стать маркетологом-фрилансером?

1.Вы должны быть уверены в своем профессионализме: лучше иметь подобный опыт в бизнес — компаниях, плюс специальное образование, плюс творческий потенциал. Ваша главная обязанность как профессионала — быть эффективными. В противном случае на ваше место придут другие — молодые и амбициозные.

2. Еще до того как вы решили стать фрилансером, у вас уже появились заказы сторонних организаций. Вы знаете своих клиентов.

3. Вы должны понять, что для вас важнее: удовлетворение от найденного решения или прибыль. Смысл жизни фрилансера — не в средствах существования.

4. Вы компьютеризированы, вам есть о чем рассказать про себя на сайте.

5. Вы умеете воспринимать неудачу как шаг вперед. В случае неудачи фрилансер меняет клиента, но не свое дело.

Определение степени профессионализма

Выберите, одну из 4х степеней становления профессионала по предложенным признакам.

1. Вы инициативны, в своем деле чувствуете себя уверенно, знаете, что надо делать. Правда, вас преследуют неудачи, в которых виноваты сами заказчики (умолчали, обманули, не поняли). На этом рабочем месте вы находитесь от месяца до 2 лет. Это означает, что вы еще Дилетант в своей области. Вам стоит найти человека, который вам честно скажет об этом, и у него есть чему поучиться.

2. Вы знаете, КАК надо делать дело на вашем рабочем месте. Вы знаете достаточно, чтобы получать большие деньги и не понимаете, почему вам их не платят. Правда у вас бывают неудачи, но у кого их не бывает. Про шефа вы думаете, что он… недалекого ума. Вы считаете, что инициативы лучше не проявлять, поскольку главное — не переработать за те копейки, которые вам платят. Вы работаете в этой должности от 1 до 5 лет. Это означает, что вы пока еще Исполнитель. Вам стоит подумать о своих целях в жизни.

3. В своем деле вы знаете не только КАК делать (как исполнитель), но и ЧТО делать надо будет на следующей неделе. Начальник может положиться на вас полностью. Вы — квалифицированный ценный кадр, поэтому вы справедливо рассчитываете на повышение зарплаты. Вас волнуют рабочие вопросы, часто вы знаете лучше своего бестолкового начальника, как выправить ситуацию… Вы себя сдерживаете, стараетесь работать меньше, потому что давно заслуживаете большего. В должности вы уже более 3 лет. Это означает, что вы — Специалист. Ваш рост — в становлении руководителя, в организации бизнеса или дальнейшее обучение.

4. Вас ценят, знают. Вы можете быть в чем-то неуверенны, возможно, вы не умеете говорить речи, но вот то, что касается вашей работы — тут вы просто мастер. С вами начальники здороваются за руку, с вами советуются коллеги. Вас интересуют новинки, вы все время учитесь, хотя вы и сами можете написать учебник по своему профилю. Вам нравится то, что вы делаете! Вы не будете делать даже за большие деньги то, что противоречит вашим принципам. В данной области вы давно работаете (от 5 до 10 лет). Это означает, что вы — Профи. Если вы все еще молоды, креативны и активны, то вы можете начать работать в стиле «фриланс».

Тест маркетолога

а) Проверьте свои способности к индуктивно-дедуктивному мышлению. Попробуйте продолжить ряд: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34…

Решите практическую задачу: На рынке есть 3 компании с долями 30, 60 и 10% у каждой. Как изменится доля каждой из компаний через год, если предполагается, что за этот год рынок вырастет на 20%, а так же появится еще один серьезный конкурент, который займет 15%, отобрав у каждого из конкурентов долю, пропорциональную его текущему положению.

б) Проверьте творческое мышление.

К тройке слов надо подобрать оригинальное слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из них. Например, тройка слов «цвет — заяц — сахар». Допустим, ваш ответ: слово «белый». Находим среди шаблонов данный ответ. Он — стандартный, соответствует нулевой креативности, потому что так отвечают все. А вот слова «вредный», «нежный», «снежный» и прочие — свидетельствуют о наличии у вас креативности.

Тройки слов:

1. Тяжелый — рождение — урожайный;

2. Воздух — быстрая — свежая;

3. Певец — Америка — тонкий;

4. Гость — случайно — вокзал;

5. Детство — случай — хорошее;

6. Ласковая — морщины — сказка;

7. Поезд — купить — бумажный;

8. Дверь — доверие — быстро;

Проверьте ответы среди шаблонов, если их там нет — поздравляем! Средняя креативность — 4 ответа. Нулевая креативность — все ваши ответы есть среди шаблонов. Шаблоны: голос, год, билет, входить, вход, встреча, бабушка, ветер, воспоминание.

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала