Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

Дом колдуньи. Суггестия речи.

«Я обращаюсь не к вашему сознательному, не к вашему рассуждению, а к вашему подсознанию. Поэтому не обращайте внимания на то, что я говорю» А. Кашпировский Форель 1928 год

М. Цветаева. Переулочки 1922г.
Две колдобины. Пень.
Развалённый плетень.
Без следочку — да в темь,
Всех окошечек — семь.

Магическое слово не требует понимания, напряжения воли, сознания смысла, оно само концентрирует энергию. Тот, кому шепчут, уже согласился на контакт со словом. Остальное пойдет само собой. П. А.Флоренский

Мир личностных смыслов, неподконтрольных сознанию, наше подсознание психоаналитики называют домом колдуньи. Дом полон тайн. А ключом от двери является слово. Словом пользуется и жрец, и знахарка, и шаман, и вождь, очаровывая и внушая свое состояние, передавая смысл. О внушении доверия к информации (о суггестии) написано много исследований. Суггестия — одна из самых таинственных проблем человечества. Суггестия есть «побуждение к реакции, противоречащей и противоположной рефлекторному поведению отдельного организма». Ведь внушать то, что и так произойдет, бесполезно. Элементы суггестии присутствуют во всех религиях мира, стихах. Используются атрибуты, характерные магические слова. Суггестивные тексты и стихи имеют много общего — ритм и, так называемое, «золотое сечение».

Ученые, исследуя религиозные тексты, заговоры, обнаружили, что христианские молитвы обеспечиваются повтором звука «и», окрашивая речь в синий спокойный цвет, а мантры имеют жесткий красный цвет за счет звуков «а» и «м», дают энергию. Подавляющее большинство психологических влияний и воздействий строится на внушении, суггестии, на вере, без предоставления достаточной аргументации.

«Люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, так как всякий более склонен верить, чем рассуждать» — заметил Сенека.

С внушением приходится сталкиваться практически постоянно: изначально воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении, как, впрочем, пропаганда и агитация, независимо от их приверженности и направленности. Суггестия обозначает полное доверие к содержанию сообщения. «Всяк говорящий внушает» — писал Б. Ф. Поршнев. Сила суггестора зависит от его авторитета. Сегодня самым активным суггестором является СМИ, которое формирует потребителя, мнение, желания, эмоции людей. Человек утратил способность к формированию своего мнения. СМИ формирует за него установки, делая это через рекламу, одностороннюю информацию, образ врага, этнический стереотип. Тард (начало 20 века) считал, что развитие массовых коммуникаций — это развитие средств массового внушения. Население Европы превратилось в издание, набранное одним и тем же шрифтом.

Внимание науки до сих пор приковано к разоблачению мистического в этой проблеме, всяких суеверий, вместо того, чтобы обратиться к истокам развития общества. Между тем, суггестия появилась в первобытном обществе. Первые дикари вовсе не были добрыми дикарями, они обращались друг к другу и подавляли других с пользой для себя при помощи жестов. Речь родилась как система принуждения между индивидами: что делать, чего не делать. Одновременно с этим появилось сопротивление внушению (контрсуггестия), приведшее, в конце концов, к расселению людей на планете.

Волшебством речи и голоса может воспользоваться каждый. Знания «суггестивной лингвистики» сегодня широко используют все, кто работает с людьми, в том числе, педагоги, руководители и политики. Совершенно точно доказано, что убеждение другого всегда идет параллельно с внушением, т. е. не так важно, какие аргументы мы говорим, важно, КАК и КОМУ мы говорим.

Представляем Вам некоторые элементы речевого суггестивного влияния. Перечислить все нам не позволит формат статьи.

1. Говорите короткими и простыми фразами. Точность и легкость понимания текста растут по мере уменьшения слов и увеличения ее бессловесной почвы. Чем меньше слов, тем меньше поводов для недоразумений. Чем речь литературнее, тем непонятнее. Известно, что президенты США в своих речах используют тексты, рассчитывая их по сложности восприятия на уровень 7 класса.

2. Нельзя выделять ударением союзы, переходы (и, поэтому). Предложение должно быть не больше 20 слов. Тяжело слушать длинное предложение — потому, что забывается начало, а в памяти у человека может быть не больше 10 слов.

3. Бендлер и Д. Лаваль в «Искусстве убеждать» рекомендуют использовать движения рук для управления звучания голосом, для усиления воздействия речи. При доминировании в голосе руки сжимаются в кулаки, подбородок поднимается, руки в конце предложения делают рубящее движение. Последние слова мысли интонируются без продолжения, ставится точка. Если руки поднимаются вверх, то поднимается и высота голоса.

4. Чем выше звучит голос, тем больше он производит неприятный эффект, заставляя другого человека сопротивляться воздействию речи, не слушать. Говорите не носом и ртом, говорите грудью и животом. Интимно- доверительный тон звучит из солнечного сплетения. Попробуйте упражнение в стиле Мефистофеля «ХА - ХА - ХА», ощутите движение тела. Особенно следует это вспоминать, когда требуется придать значительность сказанному, когда надо показать чувства. В речи должно присутствовать дыхание и жизнь тела.

5. Теплый выдох — это прописная истина, попробуйте сказать что-нибудь на вдохе, ничего вразумительного не получится. Тем не менее, выдох может быть разным — теплым и холодным. Для того чтобы это почувствовать, достаточно вспомнить, какой мы делаем выдох, когда, скажем, получили ожог. Теплым же выдохом мы, напротив, не остужаем, а согреваем ладони. Лишь теплый, беспрепятственный выдох позволяет речи литься плавно, как ручеек.

6. Частица «не» — это та часть речи, которую наше подсознание может и слышит, но не понимает. Использовать частицу «не» следует осторожно, не правда ли? Попробуйте сказать собаке: «не лежать», «не сидеть»! Собака, как и наше подсознание, слышит, но делает так, как понимает. Поэтому: не верьте, не бойтесь, не просите! Архангельск — не игрушка!

7. Следует самому ощущать то состояние, которое внушаете. Умеренный энтузиазм — самая высокооплачиваемая эмоция. Только проявляя энтузиазм, вы сможете заразить энтузиазмом других. В случае потери энергии — вдохните полной грудью. Некоторым помогает молитва. Молитесь за свои успехи, здоровье — если повторять молитву много раз, то происходит явление самовнушения или аутосуггестии.

8. Самые лучшие звуки для человека — это звуки его голоса. Если вы говорите речь, то следует знать ее цель. По мнению ученых, целей может быть три. Первая называется «как» — если вы хотите показать, какой вы интересный, привлекательный и умный человек. Это речь на конкурсе красоты. Вторая цель называется «что» — если вы хотите сказать что-то очень важное и у вас есть, что сказать. Это речь Цицерона на берегу моря, профессора на лекции. Третья цель «кому?"- вы хотите, чтобы люди, которые вас слушают, что-то, в конце концов, сделали. Это речь вождя. Руководствуясь целью, не забудьте, что говорите вы со средней скоростью 120 слов в минуту, а мысли слушателя имеют скорость в 5- 6 раз большую. Это позволяет ему не только слушать, но и вспоминать, думать, наблюдать.

9. В связи с этим, во время речи, наблюдайте за аудиторией, за партнером, ловите обратную связь. Лучший оратор — это тот, кто умеет слышать свою аудиторию. Это означает, что он постоянно работает над привлечением внимания другого человека: вопросами, паузами, интонациями, движениями.

10. К привлекательному голосу, вызывающему доверие, люди относили более звонкие, менее монотонные, менее гнусавые, более низкие, средние по высоте, громкости, мягкости, голоса. Стиль речи подчеркивает отношение говорящего: «Вы опять опоздали!» доминирует, а «Простите, может быть» подчиняется. Выбор слов не бывает случайным, он отражает не только отношение к другому, но и особенности, характерные для человека,- от образования до семейного положения.

11. Слова, обладающие суггестивной силой:

непонятные слова и термины, большая скорость обсуждения, «вы думаете, что я вас уговариваю», «так не бывает», повтор, «вы, конечно, знаете», «вы говорите такие глупости», «вы принимаете нас за идиотов, «я вам честно скажу» «я попозже вам это расскажу», «вы, как умный человек», «в прошлый раз вы это говорили», «это ваше мнение», умалчивание, растущие требования, уход от обсуждения, и даже шутка и анекдот.

Мы слышим от других людей то, что ожидаем услышать, и наши ожидания относительно других людей очень часто становятся реальностью. Посредством речи мы оказываем влияние на других людей, используя ее в соответствии с имеющимися у нас ожиданиями, во всех сферах жизни.

О том, как суггестией пользуются талантливые суггесторы, можно встретить в любых воспоминаниях. «Ленин заходит на сцену в тот момент, когда комиссар, вызывая негодование публики, что-то кричит в зал… Увидев Ленина, комиссар говорит: «Мы слушаем Вас, Владимир Ильич». «Вы начали,… продолжайте, а мы вас послушаем» — отвечает Ленин». В одной этой фразе видно 1) объединение себя с аудиторией — «Мы», 2) юмор, который является всегда позитивным моментом авторитета, 3) противопоставление себя комиссару. Далее: «Он говорил просто, с серьёзной доверчивостью. Он говорил, почему нам приходится воевать, почему будет плохо с продовольствием. Мы чувствовали необыкновенный контакт с ним. Он говорил, медленно шагая вдоль края сцены, все время, повернув голову в зал. Иногда он останавливался и внимательно разглядывал делегатов напротив. Каждому казалось, что именно ему в глаза глядел Ленин». Проанализируем рассказ и выделим элементы, используемые оратором: 1. контакт глаз, 2. интимно- доверительные интонации, 3. простота объяснений, 4. авторитет оратора, 5. ритмичный шаг, 6. открытый интерес к слушателям, 7. умение «держать аудиторию и ее края», 8. умение задавать вопросы для напряжения внимания, 9. быть своим, внушать доверие.

 

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала