Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

Борьба с Дьяволом

Если есть на свете дьявол, то он воплощен в слове «халява» —  получение счастья без всякого труда, бесплатно. Но бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Человек расплачивается всегда. И всегда с процентами, а процент зависит от сорта «бесплатного сыра». Это верно, как верно то, что самая лучшая реклама товара — это предложение многочисленным любителям «халявы» скидки (а также 2+1, подарки, высокие проценты пирамиды), дающих иллюзию выгоды.

Брать или отдавать? И большей частью человек всегда проявляет слабость, когда отдает предпочтение первому. Получать удовольствия, как это соблазнительно! Мы слишком любим себя, чтобы легко себе в чем-то отказывать. С точки зрения человека, стремящегося к халяве, данное явление можно классифицировать.

1. Первый вариант халявы — осознанное возмещение своих затрат (в гостинице, в ресторане, в магазине), если они кажутся больше, чем рассчитывали. В данном случае мы встречаемся с попыткой скрытого сопротивления создавшимся обстоятельствам в трех формах. Человек чувствует бессилие и потому открыто высказать несогласие не может (стеснительный); ему жалко денег (жадина); а, возможно, он получает удовольствие, которое относится к разряду сексуального (маньяк).

2. Второй вариант халявы — неосознанное «забывание» у себя вещей других людей (книг, ручек, мелких денег). Вы думаете, что это случайно?Забывание долга — это неосознанное воздействие на того, кто дает. Берущий подчеркивает, тем самым, свою важность, принижая дающего, что последний подсознательно помнит долго. Не хотите иметь врагов — отдавайте мелкие долги и не обижайтесь, если вам об этом напомнили.

3. Третий вариант «халявы» — неосознанное использование времени тех людей, которых называют знакомыми и друзьями. Только в нашей стране люди при необходимости идут не к психологам (врачам, механикам), а к друзьям. Сидят, плачут и пьют водку всю ночь, а утором просят денег в долг. В данном случае, люди рассчитывают на бесплатную помощь знакомого профессионала. На такое обворовывание жалуются многие люди разных профессий. Врачей часто осуждают за то, что не хотят принять лишнего больного. Осуждают, когда он хочет брать за это деньги. И уж, конечно, никто не оплачивает время, если не пришел на назначенную встречу (к врачу, парикмахеру, хотя он уже был записан на прием). Оставаясь иллюзорно должным, человек втайне начинает проникаться неуважением к тому, кто невольно сделал его псевдодолжником. Так открывается противоборство учителю с одной стороны, и обиды на неблагодарных, «для которых вы столько сделали», с другой.

Сегодня многие начинают понимать: никто просто так для другого ничего не делает. И любой благородный поступок непременно имеет под собой какую-то цель, причем благую в первую очередь для того, кто этот поступок совершил. И именно потому все больше людей чувствует себя некомфортно, не сумев отблагодарить другого за услугу. Даже спонсорство никогда не бывает просто так — спонсор платит, как минимум, за рекламу. Да, на некотором этапе развития «социализма» некоторый альтруизм (желание отдать бесплатно) был возможен. Денег хотеть было «плохо», продавать плоды своего труда считалось презренным занятием. В реальном обществе, где живут чаще собственным трудом, а не подачками, где время занятого, работающего человека стоит денег, альтруизм фактически невозможен. Тем более, ценится только то, за что платится. Тот, кто платит большие деньги за косметику, получает больше пользы от нее. И гадалки, и экстрасенсы это хорошо знают.

4. Четвертый вариант «халявы» — самостоятельная оплата своего труда нелояльными сотрудниками в организации, своего рода «дополнительный компенсационный пакет».Сюда относятся прихваченные скрепки, бумага и карандаши, а также связанные на работе кофточки, напечатанная дипломная работа, и задушевное общение с коллегами за чашкой чая. По данным опроса среди наших горожан, эту «халяву» пробовали все. Хозяин фирмы должен планировать расходы по этой статье. «Вам хорошо философствовать, а кто будет мою семью кормить?». «Я родился не в том месте, не в то время». «Наше государство во всем виновато» — так объясняет свою зависимость от «халявы» человек.

Есть два объяснения нашего поведения, которые стоит признать и руководителю и сотруднику:

— неосознанная «халява» при низком уровне развития сотрудника.
— Осознанная «прихватизация» при нелояльности фирме, желании нанести урон.

Вы кто? Исследования показали результаты 50/50.

Первый случай «халявы» (унизительный для нас, но придется признать его существование), объясняется неумением мотивировать себя, остановкой в развитии, деградацией мотивационной сферы. Причина — негативный прошлый опыт работы и учебы, «разъедание» мозгов сериалами и развлечениями. Если учеба для вас в вузе имела только один смысл — как бы пережить это время, то и работа не будет радовать. Мотивация — сложный процесс, только один человек из десяти может мотивировать себя сам, остальные нуждаются в том, чтобы их побуждали к деятельности, показывали морковку всякий раз, когда они идут к результату. «Хочу ничего не делать и много получать» — самое популярное желание современного халявщика. Чем бы ты хотел заниматься? Ответ: спать. Чем меньше уровень развития работника, тем больше с его стороны жалоб на руководителей, тем труднее ему работать, тем больше он болеет. Парадоксом является то, что ему не хватает времени и он всегда опаздывает. «У меня совсем нет времени» — любит говорить Надежда, (домохозяйка, дети выросли) и… не переставая говорит по телефону. «Халява» на работе прямо-таки опасна, особенно для молодых и неокрепших, находящихся в расцвете своего потенциала, душ. Как привычное поведение оно ведет опять же к деградации, остановке в развитии (в полном смысле, к болезням и маразму). «Дали премию по случаю праздника — счастье привалило!», пустил дозу бесплатного интернета, пасьянса: «Кайф!!!». Это-то и заставляет людей, не утруждая себя, выбирать кривую дорожку, которая заканчивается зависимостью от привычного сценария жизни. Запрограммированность «халявы» в сценарии остается до пенсии. Поработавшие на госпредприятиях уже испорчены «вирусом» халявы. Дармовое впрок не идет! Хлеб должен быть заработан, даже если это — хлеб духовный. Наши предки не зря повторяли: «Любишь кататься? Люби и саночки возить». Тот, кто платить отказывается, непременно нарушает Закон кармы, а потому со временем неизбежно расплачивается.Желание не работать, а получать объясняется людьми плохими условиями их жизни. Выжить в условиях рынка они не смогут, им нужна «халява». Кстати, само слово произошло от бесплатно выдаваемого питания. Все это действительно похоже на правду. Существует даже теория «выученной беспомощности», по которой люди выучиваются быть слабыми и бедненькими, что им должны другие… должны помогать, оплачивать, кормить, устраивать на работу. Любимые их слова — «с нами плохо обходятся». «дайте нам отдых (праздник, счастье, подарок, выходной, достали). «Люди ведут с нами так, как мы им это позволяем (Т.Е. заслуженно)". Алла, устроенная на работу родителями, вела практически «светскую жизнь» на работе, в приличном офисе, за небольшую зарплату в основном общаясь с коллегами, пила чай-кофе. В определенный момент это надоело руководителю, на сделанное им внушение о беспорядке на ее рабочем столе разразился скандал с участием аллиной мамы. Последующая жизнь Аллы, разумеется, была омрачена подчеркнутым игнорированием со стороны шефа.

Притча

Однажды пришел работник к старому мельнику и спросил, почему он, преданный слуга, усердно работая, получает в три раза меньше, чем другой работник Ахмет, который постоянно ленится. Хозяин же, увидев едущую невдалеке телегу, приказал ему сбегать и спросить, что за товар везут. Работник быстро вернулся и сказал, что везут зерно. Тогда мельник спросил его, куда везут это зерно, и работник вновь побежал к телеге. Потом хозяин пожелал узнать цену товара. Узнав же цену, он поинтересовался, не сможет ли он купить это зерно. Когда работник вернулся к нему в очередной раз, мельник сказал: «Вот видишь, почему я плачу тебе в три раза меньше, чем Ахмету? Он сделал бы то же самое, что и ты, но… в три раза быстрее».

Моя знакомая девушка Аня, 30 лет. придя в уважаемую (хорошую, по нашим меркам) организацию «по знакомству», Аня была поражена, как можно «вкалывать за такие деньги». Естественно, что через некоторое время она приспособилась получать «свои деньги», используя рабочее время, компьютер (и много чего) для своих нужд. И просидела таким образом около 7 лет, пока ей не стало совсем скучно. За последний год при зарплате Х она получила от организации «дополнительную компенсацию» (интернет, оборудование, канцтовары, чай-кофе для клиента) стоимостью 2Х тыс. в год (в ее интересах мы не пишем величины зарплаты, как и организации, в которой она работала).

Конечно, можно воспитать в себе настроенность жить свободной жизнью, без агента своей зависимости — халявы. Но для этого надо, как минимум, осознать проблему (ни один пьющий не считает себя алкоголиком). Известно, что топ-менеджеры, а также успешные предприниматели более всех остальных способны мотивироваться сами, хотят учиться, в связи с чем и достигают успеха. Кстати, исследования показали, что они же стараются не попадаться на крючок «халявы». Понимая, что за все надо платить, они меньше, чем другие коллеги уносят домой канцелярские принадлежности (данные получены с помощью видеонаблюдений)!

Другой вариант халявы (прихватизация) на работе был известен еще до приватизации и перестройки. Человек, считая зарплату невысокой, компенсирует ее, стремясь нанести урон родной фирме. Речь идет о лояльности сотрудников фирме. Тяжелее судьба того, кто ворует, чем того, у кого воруют. Самое страшное, что человек привыкает и не осознает, что он делает. Рано или поздно он начнет воровать осознанно. Самая страшная плата выражается в том, что халявщик перестает ценить собственный труд, собственное творчество, собственную жизнь!Примечательно, что практически никто из руководителей в качестве средства от мошеничества и обмана подчиненных не называет воспитание лояльности сотрудников.Даже абсолютно нечестный сотрудник может быть настолько замотивирован работодателем, что ему просто выгоднее будет честно работать, не думая о «дополнительных» возможностях своей работы. Каждый, кто хоть сколько-нибудь руководил, знает, насколько по-другому смотрит на мир подчиненный. Какую кнопку надо нажать в человеке, чтобы он со рвением заработал?

Разрушают лояльность отсутствие четко очерченных должностных обязанностей, критериев приема/увольнения сотрудников, мотивирования и поощрения и порицаний — в том числе коллективных.

Что следует менять для повышения лояльности сотрудника: качества людей, зарплату или что-то еще?

— Качества людей изменить невозможно, поэтому лучше сразу набирать их с определенными качествами (а не по знакомству)

— Изменения зарплаты актуальны только на 1 этапе развития организации.

— Можно увеличить соцпакет, но отмена льгот в будущем вызовет возмущение гораздо больше, чем их просто не вводить.

— Улучшить отношения персонала к руководителю можно, если улучшить отношения руководителя к персоналу.

— Можно улучшить климат в организации, организовав обучающие тренинги для всей команды.

— Легче всего изменить содержание работы: задачи должны быть умеренно сложными, но перезагрузка задачами лучше, чем их недостаток. Выполняя задачи, люди получают удовольствие от их решения. Группа ценит Лидера, в первую очередь за то, что он структурирует их время, обеспечивая задачами. Самым главным изменением является улучшение характеристик предприятия. Наиболее Значимыми для персонала являются: динамика предприятия (развивающееся, перспективное), его размер и статус (крупное, престижное, известное), оборудование офиса. В общем, главная мотивация — это честь работы на фирму.

Как бороться с пасьянсом и чаепитием ваших сотрудников в рабочее время?

Прежде всего, можно мотивировать. Самый большой талант, который есть у ВАС, харизматичных лидеров — умение мотивировать людей, вдыхать в них желание работать, если они устали, зажигать искру к работе в головах у мечтающих ничего не делать, наконец, будить «спящих красавиц». Вместо того, чтобы ругаться и угрожать, учитесь Мотивировать. Выкиньте из оборота людей слова: «сложно, тяжело, плохо», (штрафуйте за них подчиненных). Пусть используют слова «хорошо, великолепно, талантливо, здорово!!!». Это заражает, зажигает. Недовольные конечно будут, кому хочется сопротивляться «дьяволу халявы». Ах, они бормочут и косо смотрят? — заставьте их рассказать, как они удачно провели последнюю схватку в переговорах! Вербализация прошлой победы всегда мотивирует. Психолог О. Кац дает совет руководителю: — если никто вокруг вас, несмотря на ваши усилия, не мотивируется, громко материтесь. Как ни странно, народный метод помогает.

Мы приводим вам тест лояльности сотрудников. С его помощью вы сможете прояснить свою или чужую лояльность. Она может быть высокая, средняя, низкая или ее может не быть совсем.

Но, по понятным причинам, обработку теста вы можете получить по адресу: гостиница Двина 1025, Центр Профит.

 

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала