Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit@atnet.ru

Что такое коучинг?

Представьте себе эксперимент. Вам предлагают пробежать 100 м за 14 сек. Приз — миллион! Пробежите? Нет. Что сделать, чтобы вы пробежали? Может быть, вы установите рекорд, если за вами будет гнаться собака? Нет, 60% людей от страха впадают в ступор. Выход один: вы нанимаете специалиста (коуча), который вас будет ставить вам «технику» и направлять к цели.

Говорят, слово «коучинг» на дальнем Западе такое же популярное, как у нас «картошка». В русском языке понятие определяется неоднозначно. В целом, это процесс обучения и консультирования, индивидуально или в группе, которое мотивирует на изменения поведения и способствует самореализации человека (группы).

1. Индивидуальный коучинг.

У каждого человека есть свой потенциал, который, как скрытая пружина, по разным причинам не раскрывается полностью. 70% людей устраивает спокойное существование: маленькие радости в семье, достаточная пенсия в будущем, крыша над головой. Они живут сегодняшним днем и по-настоящему счастливы. Коучинг рассчитан на тех людей, которые хотят что-нибудь изменить, осмыслить свою жизнь, получить знания. Как говорил классик, чтобы потом «не было мучительно больно…».

Коуч (специалист по развитию) выполняет функции: строгого родителя, который спрашивает, а выполняет ли клиент «план В»; друга, который делит все его радости и несчастья; учителя, который в развивающей манере, дает необходимые знания; наставника, который направляет на цель. Программа коучинга является гибкой, но целенаправленной. Например, у клиента на завтра назначена съемка TV. Коуч ориентирует занятие на прояснение целей выступления, повторяются самопрезентационные моменты. Коуч с начала до конца верит в потенциал клиента, повышает его самооценку. Его задача — придать жизни клиента драйв и помочь анализировать ситуацию со стороны. Если обратиться к психологической терминологии, то целью коуча является мотивирующее и рефлексирующее обучение. Важным фактором является соблюдение конфиденциальности занятий. «Жаль, что об этом никто не знает», считают клиенты коуча.

Клиент Л решилась на индивидуальные занятия, желая изменить свою жизнь. В 33 года она осознала, что жизнь проходит мимо. Ее интересы касались развития уверенности в себе, решения вопросов в семейной жизни, воспитания детей и развития собственного бизнеса. До коучинга она получила два высших образования, которые не изменили ее жизнь. Сейчас это любимая жена, ответственная мать, успешный предприниматель.

Клиент, А хотел обучаться психологии маркетинга и управления. 3 года целенаправленной работы сделали его гибким, уверенным в себе человеком, который сам мог быть коучем с подчиненными. Клиент настолько привык работать в одно и то же время, что, уехав из Архангельска, уже сам проводил рефлексию по итогам работы за неделю.

Клиент П понял, что ему мешают эмоции в руководстве, в приступе гнева он выдавал неправильные решения, а в управлении людьми были сплошные проблемы. Работа коуча (1 час в неделю) была нацелена на развитие самоконтроля, творческого потенциала, перспективу видения, проницательность по отношению к людям, навыки воздействия на окружающих.

За индивидуальным коучингом стоит будущее в обучении людей психологии. Обучение таким тонким материям, как управление, саморегуляция, самопрезентация, уверенность в себе, видение перспективы времени, юмор или позитивное отношение к жизни, требуют индивидуального подхода. Это сокращает время на приобретение человеком новых привычек, уменьшает количество шагов «вхолостую». Психологическая теория вплетается в жизнь клиентов, осмысливается ими, используется и воплощается в практике.

2. Групповой коучинг.

Обучение в группе навыкам, которые нужны персоналу, принято называть тренингами. Классический (американский) тренинг отличается четкой программой, рассчитанной на 2 — 3дня. На тренинге Продаж в занимательной форме обучают пяти этапам продаж, улыбаться и говорить, например, «Спасибо за покупку». Занятия коучингом рассчитаны на продавцов, имеющих жизненный опыт. Целью занятий является мотивация участников на изменения своего поведения. Групповое занятие дополняется индивидуальными занятиями, постсессиями. Участников обучают наблюдать «мелочи» в процессе продажи, замечать реакции клиентов.

Существует несколько камней, которые лежат на пути обучения персонала в организации.

1. Первая «ошибка» менеджеров при организации обучения заключается в их нежелании учиться самим. Коучинг очень эффективен в плане развития, после него у людей «крылья вырастают». Обучая персонал, надо учиться в два раза больше.

2. Руководитель обучает персонал необходимым навыкам, ничего не изменив в организационном плане. Как известно, короля делает свита, алкоголика — жена, а становление хорошего продавца — ожидания окружающих. После обучения изменения в поведении сотрудника должны замечаться и поощряться.

Когда персонал обучают?

«Дальше так продолжаться не может, надо что-то делать». Психологи называют это состояние «лиминальным периодом». Речь идет о переходе от одного «завершенного» фрагмента жизни к «новому», который требует преодоления инерции, приложения усилий для достижения качественно других задач. Плохое состояние, сопровождаемое хандрой в период (когда все вроде бы хорошо), становится шансом для новой ступени в жизни, как человека, так и организации. Он означает: некий этап жизни уже завершен, исчерпал свой потенциал, а новый — еще не наступил. Начинается период с застоя, «бездействия». Далее (обычно с понедельника) закономерно следует этап новых проектов, ставятся новые задачи. В это время обучение персонала, как в группе, так и индивидуально, является самым лучшим инвестированием.

 

Прохорова Ирина Федоровна Прохорова Ирина Федоровна Коучинг, корпоративное обучение персонала, оценка персонала