Кадровое агенство Центр профит

Подбор персонала
Обучение и коучинг
Аутсорсинг, аутстаффинг
Тайный покупатель
Детектор лжи

Вакансии
Обучение
Помощь в поиске работы
Консультации психологов
Необходимо знать

О компании
Сотрудники агентства
+7 (8182) 28 78 49
+7 (8182) 65 55 70
+7 921 241 52 20
profit.lyapunova@yandex.ru

С новым годом господа!

Праздник в офисе — это не только шанс выпить шампанского за счет фирмы и увидеть, как «зажигает» главбух. Это — тест на профпригодность, как для организаторов корпоратива, так и для сотрудников.

Корпоративная культура

Как и любая традиция, праздники имеют глубокий смысл. Чтобы не выбрасывать деньги и здоровье сотрудников «на ветер» руководитель может подумать о том, как можно праздник использовать для повышения эффективности компании.

При организации любого мероприятия следует учитывать тип корпоративной культуры. Типология (по Гоффи-Джонсу) различает 4 культуры по сочетанию двух видов отношений между людьми. Отношения могут быть доверительные, которые способствуют лояльности сотрудников и деловые (для достижения целей организации). В идеальном варианте развиты оба вида отношений.

Деловые отношения не позволяют проявление человеческих эмоций. Разрешены манипуляции, оценка и критика в виде аттестации и подведение результатов. Деловой разговор ведется с конкретной целью: узнать, добиться, продать, навязать свою точку зрения, попросить, проверить, приказать, уволить.

В доверительных отношениях, наоборот, лучше остерегаться оценки, критики. Цель доверительных отношений — поддержка самооценки и развитие друг друга, регулирование своих эмоций. Без таких отношений в коллективе будет одиноко, холодно. Дружеские отношения мотивируют к работе около 70% персонала. Если людям не хватает этих отношений, то они уходят с работы, несмотря на «приличные» зарплаты.

Сочетание доверительных и деловых отношений дает 4 типа корпоративной культуры.

1. В наших организациях среди среднего и малого бизнеса распространён семейный тип корпоративной культуры. Кажется, что руководитель все делает для сотрудников! Как мать (отец) заботится о них, обучает, спасает. А дисциплины все равно в компании нет. Да и эффективность сотрудников невысокая. При этом может оказаться, что менеджер является близким другом хозяину бизнеса. Увольнение нерадивых работников при такой культуре превращается в пытку для предпринимателей и заканчивается болезнями и конфликтами.

По традиции в «семье» праздники проводят по типу «застолье». Дружно и весело участвуют все. Подразумевается «поиск клада», хорошая закуска на столе, песни и конкурсы с переодеваниями. Мероприятие может затянуться до утра.

Чрезмерное развитие доверительных отношений будет происходить в ущерб деловым, поэтому затраты на праздник могут оказаться, в лучшем случае, бесполезными. Для такого типа компаний-"семей» рекомендуется развивать деловые отношения: обучающие тренинги, брифинги (совещания по целями и задачам), информационные бюллетени, создание контроля стандартов, премии за результаты, перевод сотрудников в другие отделы.

2. Совсем другой настрой в компаниях западного или «наемного» типа культуры. Именно в них когда-то стали проводить корпоративные праздники для работников, которые на следующий день, неожиданно для всех, повышали свою эффективность в производстве. Секрет успешности «корпоративов» оказался в увеличении лояльности, вспыхивающей симпатии сотрудников к компании. Еще одно последствие праздника —  развитие информационной структуры. Сотрудники, которые знакомятся между собой на вечеринке и общаются «без галстука», потом меньше склонны скрывать друг от друга деловую информацию. Кроме праздников для этого принято выезжать на природу, проводить командные тренинги, спортивные мероприятия. Главное — не забыть в суете, что цель — развитие информационной структуры за счет возникновения симпатии и доверия.

3. Когда среди сотрудников связей почти нет или развиты одинаково слабо, то можно говорить о «фрагментированном» типе культуры. Это организации типа школы, больницы, вуза. Если человека спросить, где он работает, то можно услышать в ответ: «Я- врач». Работа с клиентами идет по расписанию, поэтому персонал может не знать всех своих коллег. Для повышения собственной эффективности людям не нужен обмен информацией. Зато обычно здесь большое раздолье для сплетен и слухов. Может поэтому, а может еще по каким причинам, при организации праздников, посещаемость их менее 50%. Многие одиночки — профессионалы работают и веселятся на праздниках в двух-трех местах, поэтому о преданности сотрудников своей организации говорить не принято.

В таких компаниях я рекомендую проведение праздничного совещания: официально, с чаепитием и одной бутылкой шампанского. Цель — соблюдение традиции. Вместо решения проблемных вопросов уместны поощрения, награды и благодарности для каждого сотрудника. Важно учесть индивидуальность подарков и не допустить одинаковых слов в адрес коллег, поскольку каждый из них уникален. После поздравления начальника слово дается сотрудникам. Праздник укладывается в 40 минут, после чего коллеги продолжают заниматься своими делами.

4. Идеальный тип корпоративной культуры. Праздники являются частью PR-работы (связи с общественностью). Среди них можно различить два вида: внутренние («застолья») и внешние праздники. Одни от других отличаются целями. В «застольях» участвуют только свои члены коллектива, цель — раскрытие людей для обеспечения теплых отношений. В мероприятии внешнего типа, например, юбилее, всегда участвуют приглашенные. В таких мероприятиях целью становится достижение хорошего отношения партнеров к компании, развитие сотрудничества.

Если же вы все-таки решили проводить праздник по типу «корпоратива», то, как организатору, вам полезно вспомнить, что

  1. «Корпоратив» не предполагает застолья. На западе угощение обычно подается а-ля фуршет или в виде шведского стола. Это выгодно, потому что позволяет сотрудникам гулять вдоль стола и знакомиться друг с другом, а не сидеть за столом своим отделом, в котором и так связи отлажены.

  2. Начинается праздник с выступлений руководителей, в которых говорится что-то хорошее о работниках и раздаются благодарности. Сотрудники терпеливо ждут начала дегустации праздничных блюд!

  3. На корпоративе могут предложить выступить любому сотруднику, которые должны быть готовы «импровизировать». Это своего рода проверка на умение публичного выступления и шанс проявить себя в карьерной гонке.

  4. На корпоративной вечеринке важно, чтобы сотрудники вовлекались в процесс мероприятия. Если компания пригласила артистов, то лучше, чтобы их программа предусматривала участие людей в выступлениях.

  5. Согласно корпоративному этикету, шеф должен находиться на празднике немного дольше половины вечера. Так персонал не решит, что его пребывание было чисто формальным. С другой стороны, у коллектива останется время побыть, что называется, без галстуков. Следуя все тому же корпоративному этикету, вслед за руководителем должны уходить первые замы. Затем начальники отделов или служб и уж затем — все остальные.

Если вы не организуете корпоративный праздник, а только собираетесь в нем участвовать, вам будут полезны некоторые советы «бывалых»:

  1. Независимо от того, в женском коллективе или в мужском вы трудитесь, костюмы должны быть нарядными. Ясно дело, вам хочется выглядеть сногсшибательно: затмить всех коллег одно пола с вами, поразить до глубины души представителей другого. Сдержитесь, не выделяйтесь. Приходить на вечер в стиле «как обычно» тоже нельзя, чтобы не выглядеть человеком, игнорирующим коллектив.

  2. Посторонние не приглашаются. Жены и мужья, дети, друзья, конечно, могут обидеться, но ничего не поделаешь — таковы правила.

  3. Корпоративная вечеринка может быть с конкурсами. В российском варианте они бывают самыми разными: от дегустации алкогольных напитков до бега с препятствиями. Многие из них проводятся специально для того, чтобы выставить людей в нелепом, смешном виде. Подчас они могут быть далеко не безобидными для вашего имиджа. Оно вам надо? Не принято демонстративно отказываться от забав, поэтому имейте причину отказаться. Участвовать в конкурсе можно, только если есть стопроцентная уверенность в своих силах. Если же существует угроза оказаться посмешищем, правильнее вовремя ретироваться.

  4. Главная проблема корпоративов — алкоголь. На корпоративе алкоголь подается для того, чтобы участники могли сказать тост. Пить его необязательно. Именно алкоголь, как правило, становится источником всех неловкостей, глупых ситуаций и карьерных промахов.

Алкоголь развязывает языки, стирает рамки приличия и точно влияет нехорошо на имидж. Есть несколько реакций людей на алкоголь, это зависит от типа нервной системы. Наверняка вам приходилось наблюдать, что в этом состоянии некоторые ведут себя агрессивно, другие — рыдают по любому поводу. Одна моя знакомая каждый раз уезжает с корпоратива без косметики и с красными глазами. У некоторых дам тяжелеет взгляд, появляются красные пятна и гнев на окружающих.

Отдельно о танцах: они должны быть сдержанными и не будоражить умы коллег.

Практически все в алкогольном опьянении ведут себя не так, как обычно, о чем потом жалеют. Это может быть и пьяная ссора с начальником, танцы на столе с элементами стриптиза, ревность, обидчивость по пустякам, флирт.

Бывают ситуации, когда слегка подвыпивший начальник откровенничает со своими подчиненными или же подчиненные обсуждают того или иного руководителя. Оказаться в подобной ситуации на корпоративе очень опасно. Общеизвестно, что самое большое количество сплетен зарождается именно на кооперативах. Люди всё подмечают: кто с кем куда пошел, что сказал про шефа, сколько принял на грудь. Поэтому будьте осмотрительны.

По данным одного исследования 14% опрошенных специалистов увольнялись после корпоративных вечеринок, каждый шестой оскорблял шефа, а 40% опрошенных признавались, что флиртовали с коллегами.

Не позволяйте себе лишнего, чтобы у коллег на ближайший месяц не появились пикантные темы для обсуждения.

  1. Игнорировать корпоративную вечеринку, которую руководство устраивает для коллектива, нельзя. Это означает противопоставление себя всем остальным. Поэтому, не желая присутствовать на празднике, найдите очень уважительную причину. Рано покидая вечеринку, нужно попрощаться и объяснить причину раннего ухода. Помните, что ваше начальство должно уехать первым.

 

 

Тест. Определите тип корпоративной культуры.

Семейный тип.

В компании принято проводить вместе дни рождения, праздники. Между собой не принято плохо говорить о лидере, хотя многие не довольны властью. Сотрудники поддерживают друг друга и обычно преданы организации. К минусам относится отсутствие дисциплины и эффективности, потому что кругом — родственники или друзья.

Наёмный тип. Многие сотрудники не знают друг друга. Всё в компании делается во имя достижения прибыли, цели. Четкое распределение ролей, соблюдение дисциплины, регулярная оценка персонала позволяют организации быть эффективной на рынке. Лояльность персонала — проблема организации, поскольку возможны случаи обмана и махинации.

Фрагментированный тип. Между сотрудниками в такой организации практически нет никаких отношений. Эффективность людей планируется при подборе персонала и в дальнейшем плохо отслеживается.

Идеальный общинный тип. Между людьми развиты и деловые и дружеские отношения. Люди преданно относятся к компании и поддерживают друг друга. Компания эффективна на рынке, заботится о своих людях. Есть традиция соблюдения дисциплины и уважения лидеров.